Чем отличается Система от Стратегии. Аналогия с вождением автомобиля

Опубликовал , Май 16, 2017г., в 10 : 20 ДП Распечатать

Не раз рассказывал на открытом вводном Интернет-семинаре «Карта и Компас Вашего Дела Биржевой Торговли», чем отличается Система от Стратегии.

Есть об этом и в серии видео начинающему трейдеру.

Но встречается такое, что даже у прошедших тренинг в части «Система»(!) остаётся путаница с этим вопросом.

Раз так, считаю своим долгом ещё раз отдельно разъяснить этот важный момент.

Уверен, Вы не раз слышали про самые различные «стратегии» биржевой торговли.

Почему «стратегии» в кавычках, да потому что эти «стратегии», как правило, даже до уровня хорошей Системы не тянут.

Потому что Система – это алгоритм действий здесь и сейчас, как Правила Дорожного Движения (ПДД) для водителя.

ПДД предписывают, что надо сделать «здесь и сейчас» в зависимости от сложившейся на дороге ситуации, дорожных знаков, сигналов светофора и т.д.

А Стратегия – это куда более серьёзная вещь.

К примеру, если Вы хотите на своём автомобиле поехать из Москвы до Севастополя, или от Питера до Омска, или отправиться в другую поездку на тысячи километров по новому для Вас маршруту, то одних ПДД Вам будет явно не достаточно.

Много чего ещё потребуется продумать – весь маршрут следования, остановки, заправки, ночлег и т.д. Если за границу поедите, то паспорта, визы и прочее.

Ещё одна хорошая и понятная аналогия из военной тематики.

К примеру, рядовой боец или даже командир взвода или роты, в основном – тактик. Действует он так, как отрепетировано на учениях, в соответствии с Уставом, и, главное, в соответствии со стратегическими решениями высшего руководства – генерального штаба и своих непосредственных вышестоящих командиров.

Генеральный штаб, командование армией – вот уровень стратегов. Именно они решают, где, как, когда, какими силами пойти в наступление. Или, наоборот, отойти в глухую оборону. Какие войска куда перебросить, какие резервы и где задействовать. И так далее.

- Зачем тогда обманывают, называя стратегией какую-то идею, которая по факту стратегией уж точно не является?

Почему понятие «стратегия биржевой торговли» выродилось до уровня какого-то отдельного приёма биржевой торговли или даже чего попроще?

- Причина простая – хочется приукрасить, завлечь и подороже продать. Просто рекламный трюк и не более того. Просто манипуляция. Ведь круче, чем «стратегия» уже трудно слово подобрать. Система или, тем более, просто «приём» или «метод» совсем не так впечатляюще звучат.

Потом, к сожалению, приживается искажённое понятие, и большинство неосознанно начинают употреблять термин некорректно.

По факту подразумевая под «стратегией биржевой торговли» просто какую-то идею и искренне считая, что у всех примерно одна и та же «фигня».

Но, давайте называть вещи своими именами!

И начну с примеров «нулевого» уровня или уровня базовых понятий.

Про свечку, лонг, шорт и т.д. здесь, конечно, рассказывать не буду. Если что, есть отдельное и свободно-доступное видео про базовые понятия.

Итак, нулевой уровень – это базовые понятия.

К примеру, есть такое простое базовое понятие, как волатильность.

Да, оно может входить в ядро Системы. И, соответственно, на этом понятии может, в том числе и в частности, в той или иной степени основываться Система Биржевой Торговли.

- Можно сказать «есть идея биржевой торговли с использованием волатильности»?

– Да, конечно.

- Можно сказать, что такая идея может быть составной частью Системы?

- Тоже верно!

- Можно ли только на одной волатильности сформировать Систему (или алгоритм действий трейдера «здесь и сейчас»)?

- Нет, одной только волатильности даже для Системы явно недостаточно.

Сказать же «стратегия торговли по волатильности» совсем некорректно.

Аналогично, в ПДД есть понятие «уступи дорогу».

Кто недавно сдавал на права, наверное, даже смогут повторить, что это такое.

Кто давно сдавал на права, в общем и целом понимают, что это такое.

- Представляете, Вам бы сказали «стратегия поездки на автомобиле “уступи дорогу”»? Как бы Вы посмотрели на такого человека?

Если человек утверждает, что «никаких остальных правил дорожного движения не надо – просто используй понятие стратегию «уступи дорогу», и будешь отлично ездить!» Как, нормально?

Надеюсь, Вы тоже улыбнулись, прочитав столь наивную идею, громко названную «стратегией».

Или «пробойная стратегия» – ох, завернули!

Если бы сказали «пробойная система», тогда ещё может быть.

Может быть, если в ней ещё много чего другого есть, кроме самой идеи входа по пробою уровня.

Т.е. может быть «системой», если есть все составляющие Системы, но уж точно никак не может быть стратегией.

Очень серьёзный уровень – уровень Системы Биржевой Торговли.

Если у Вас уже есть Система Биржевой Торговли, прописанная, непротиворечивая, реально применимая и многократно проверенная – это реально супер!

Повторюсь, для автомобилистов ПДД или Правила Дорожного Движения – это есть Система движения по дороге и взаимодействия с другими участниками дорожного движения.

Зная и правильно применяя ПДД, можно успешно ездить на соответствующем транспортном средстве. Но если у Вас, к примеру, нет денег на бензин, то от Москвы до Кирова Вы вряд ли доедите.

Подготовиться и обеспечить себя в длительной поездке всем необходимым, в частности, исправным авто, бензином, найти время на поездку – это уже стратегические задачи. Без решения стратегических задач сами по себе ПДД Вам не помогут, и цели путешествия Вы не достигните.

Понимаете, в чём разница?

Если Вы не в теме, какие конкретные элементы входят в Систему, а какие в Стратегию, посетите открытый Интернет-семинар «Карта и Компас Вашего Дела Биржевой Торговли».  Или для начала посмотрите серию видео начинающему трейдеру.

Далее хочется развить аналогию ПДД и Системы Биржевой Торговли уже на другом уровне.

Представьте, человек прошёл обучение, отлично сдал экзамен в ГИБДД и получил в законном порядке право управлять своим автомобилем.

Далее задам Вам несколько вопросов, а Вы на них сами ответьте:

- Гарантирует ли само знание ПДД и полученное водительское удостоверение, что человек не нарушит ПДД? Примечание. Случайно или специально, осознанно или неосознанно – это уже второй вопрос.

- Гарантирует ли полное исполнение ПДД отсутствие аварийных ситуаций? Может ли (в случае какого-то форс-мажора) водитель, аккуратно исполняющий ПДД, всё же попасть в аварию?

- Обязательно ли нарушение ПДД влечёт за собой проблемы (аварийную ситуацию, наказание штрафом и т.п.)?

- Являются ли ПДД абсолютно однозначными для всех жизненных ситуаций? Или они всё-таки предполагают ещё и «здравый смысл» и учёт других неоговорённых в явном виде в ПДД факторов? Встречаются ли в ПДД не совсем однозначные моменты?

Подумайте и ответьте себе на эти вопросы.

Надеюсь, Вы ответили себе на поставленные вопросы. Тогда продолжаем.

Понятно, что само по себе знание ПДД ещё не гарантирует соблюдение ПДД.
Как и аналогично знание Системы Биржевой Торговли, в том числе, успешное прохождение обучения в тренинге в части «Система Биржевой Торговли» и свой успешный большой тест Системы совсем не гарантия того, что человек будет потом торговать аккуратно по Системе.

Как Вы правильно догадались, вопрос в самом человеке, исполнять или не исполнять. Или где-то нарушать. Тем более, что, как и при езде по дороге, не всегда нарушение ПДД приводит к наказанию – бывает, что «прокатывает».

Понятно, что ПДД в очень многих случаях не дают совершенно однозначного ответа, как поступить в дорожной ситуации. К примеру, замигал зелёный сигнал светофора, и Вы можете успеть проскочить, а можете и успеть остановиться.
И это Ваш выбор. По ПДД то и другое правильно. И это зона полностью Вашей ответственности, что выбрать – проехать на зелёный мигающий или остановиться.

Аналогично, в ряде случаев Вы имеете право и можете обогнать, а можете и не обгонять – и это тоже Ваш выбор и Ваша ответственность.
И так далее.

Понятно, что Система Биржевой Торговли для трейдера – это аналог ПДД для водителя, в которой определены соответствующие понятия, заданы конкретные правила, которые важно соблюдать.

Как и ПДД, даже самая лучшая Система Биржевой Торговли никогда Вам не даст абсолютно однозначный ответ на все случаи жизни. И Вы не раз столкнётесь с ситуациями, когда и так, и так поступить правильно, и это нормально. Фондовый рынок, как и ситуации на дорогах, хоть и очень похожи, но никогда не повторяются с абсолютной точностью.

Да, может такое случиться, что аккуратный водитель попадёт в ДТП – никто не гарантирован от форс-мажора.
Но, если смотреть статистически, тогда совсем другое дело!

То есть, если исходить не из какого-то одного случая, а исходя из серии случаев.

Если, к примеру, у водителя регулярно происходят аварии, тогда что это означает?

Причём происходят, не смотря на то, что он знает ПДД и отлично сдал экзамен в ГИБДД…

Что это случайность и форс-мажор или какая-то уже нехорошая закономерность?

Сами себе сейчас ответьте на вопрос: «Если есть такая закономерность, как Вы считаете, проблема в ПДД или в самом водителе?»

- Правильно, проблема уж точно не в ПДД.

Хотя бы просто потому, что абсолютное большинство других водителей, которые ездят по тем же ПДД, имеют другую статистику, т.е. ездят вполне успешно.

Аналогично, если не смотря на знание Системы, успешно пройденный тренинг в части «Система», не смотря на успешно сделанный большой тест самостоятельно или в Посттренинге, в реале у человека не получается успешно торговать, то проблема никак не в Системе.

Повторюсь, проблема точно не в Системе!

- Что тогда делать?

- Один вариант – «не садиться вообще за руль», т.е. пойти совсем в другую простую сферу, не такую особенную, как Дело Биржевой Торговли. К примеру, просто работать по специальности по найму.

- Либо другой вариант – дальше работать над собой на следующих уровнях!

В первую очередь на уровне Стратегии, прорабатывая вопросы соблюдения и эффективного применения Системы Биржевой Торговли!

Соответственно, после прохождения тренинга в части «Система», как правило, важно ещё пройти и часть «Стратегия» тренинга «Эффективная Стратегия Биржевой Торговли».

Потом, в идеале, пройти стажировку в Мастер-группе, чтобы получать независимую оценку своей текущей торговли.

Если же на статистике, т.е. на серии в 50-100 сделок, у Вас хороший результат в Вашем Деле Биржевой Торговли, то и отлично!

Просто продолжайте дальше действовать аккуратно по прописанной и проверенной Системе Биржевой Торговли!

С уважением, Юрий ВПотоке.

P.S. Повторюсь, обо всех основных элементах Системы и Стратегии рассказываю на открытом Интернет-семинаре «Карта и Компас Вашего Дела Биржевой Торговли»

https://yuriy-vpotoke.ru/free/seminar/

Так же прямо сейчас Вы можете посмотреть видео о базовых понятиях, в котором в конце также кратко рассказано об этом

https://yuriy-vpotoke.ru/video-baza/

Добавить свой комментарий